Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы исследователи проблемы особенностей речевого развития дошкольников отмечают снижение уровня речевого развития современных детей. Важнейшим фактором этого снижения называют недостаток общения. Родители стали уделять значительно меньше времени общению со своим ребенком с младенчества, и стали меньше разговаривать со своими детьми. Очевидно, это следствие использования гаджетов. Дети уже в раннем детстве занимаются просмотром мультфильмов и образовательных программ, считая, что это благотворно влияет на умственное развитие. В продаже появилось большое количество музыкальных игрушек. Мамы не поют колыбельные. Дети слушают детские песни в недостаточно качественном исполнении в записях, которые встроены в мягкие игрушки и различные технические устройства. Недостаток общения в раннем детстве, как известно, существенно влияет на общее развитие детей и, в частности, на их
При недостатке общения в раннем возрасте у детей речь будет характеризоваться ситуативностью, бедным словарным запасом и используемыми примитивными синтаксическими структурами, что приведет к снижению речевой активности. Этой проблемой занимаются такие исследователи, как Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Л.М.Царегородцева, Т.А.Финашина и другие. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, тормозит развитие познавательной активности, что впоследствии сказывается на личностном развитии ребенка.
Современные родители должны знать, что важно стимулировать развитие речи в раннем детстве. Исследователи Е.Н.Винарская, Л.Н.Галигузова, В.В.Гербова, Л.Г.Голубева, М.Г.Елагина, В.М.Касьянов, Р.Е.Левина, Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Е.И.Тихеева особенно выделяют третий год жизни ребенка, поскольку этот период характеризуется интенсивным развитием из собственной речи ребенка, увеличение темпов его развития,
По мнению О.С. Ушаковой, средством развития речи являются театрализованные игры, в частности кукольный театр [32]. Достаточно глубоко значение театрализованной деятельности изучено в трудах М.Д. Маханевой. По ее мнению, роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить, так как кукла помогает установить контакт с ребёнком. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми [10].
Цель исследования – апробировать программу организации кукольного театра и определить его влияние на процесс речевого развития детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс речевого развития детей раннего возраста.
Предмет исследования – кукольный театр как средство речевого развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности речевого развития детей раннего возраста и определить эффективные пути развития речи в этом возрасте.
2. Доказать значение кукольного театра для общего, речевого и психического развития детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать программу для детей раннего с использованием кукольного театра как средства речевого развития.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей раннего возраста посредством кукольного театра
1.1. Сущность понятия «речевое развитие» в психолого-педагогической литературе
Овладение родным языком и развитие речи являются одними из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматриваются в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Речевое развитие в соответствии с ФГОС – это система целенаправленных действий педагога, способствующих развитию речи дошкольника.
В соответствии с ФГОС развитие речи включает в себя овладение речью как средством общения и культурой; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование грамотной аналитико-синтетической деятельности как необходимое условие обучения чтению и письму.
Основной целью работы по речевому развитию и обучению детей родному языку является формирование навыков устной речи и речевого общения с другими людьми на основе овладения литературным языком своего народа.
Связная речь имеет большое значение в развитии дошкольников, так как предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение языковыми законами и нормами, т. изучаемый языковой материал, а именно умение полно, связно, последовательно и ясно передать содержание готового произведения другим текстам или самостоятельно составить связный рассказ.
Формирование и развитие связной речи, ее сущность рассматриваются во многих психологических исследованиях (А. М. Леушина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего любая речь, передающая мысль, является связной речью. Построение фраз – это уже то, что ребенок начинает устанавливать связи между предметами. С.Л. Рубинштейн отмечает, что связная речь — это речь, понятная на основе собственного предметного содержания.
С.В. Под связной речью Алабужева понимает развернутое изложение определенного содержания, осуществляемое логически, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
. ЯВЛЯЮСЬ. Бородич считает, что связная речь — это семантически развернутое высказывание (ряд логически связанных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание между людьми.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи есть связность мыслей. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность понимать воспринимаемое и правильно это выражать. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
По мнению Т.А. Ладыженской, под связной речью в самом широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составляющие языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя. данный язык.
Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь – это речь, требующая обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурированностью, а также определенной организацией языковых средств.
Фрагмент для ознакомления
3
Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. / - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
3. Анохина, Т.А., Васильева С.Н. Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка. – В сборнике: воспитание и обучение: теория. Методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. 2016. - С. 120-121с.
4. Бартковский, А.И., Лыкова, И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: 2013. - 144 с.
5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
7. Власенко, О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Волгоград; Учитель, 2016. - 290 с.
8. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста, 2-3 года. Мозаика-Синтез, 2016.- 208 с.
10. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
11. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности.
– М. ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
12. Иванова, Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.:
«Скрипторий 2003», 2006. 235 с.
13. Коржова, Т.С. Театрализованная игра как средство воспитания коммуникативных качеств дошкольника. – Наука и образование в современном обществе: вектор развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2016. С. 25-26.
14. Коблева, М.О. Развитие речи и творческих способностей детей в дошкольном возрасте посредством театрализованного искусства // Сборник Перспективы развития науки и образования.- 2016. - С. 35-37.
15. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001. 160 с.
16. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.Р. Львов. – М.: Издательский центр Академия. 2000. 248 с.
17. Лаптева, Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие – М.: АСТ, 2015. 224 с.
18. Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. – 160 с.
19. Маханева, М.Д.Театрализованные занятия в детском саду / - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
20. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно - методическое пособие. – Великий Новгород, 2006. - 126 с.